РАЗМЕЩЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
Группы регламентных работ размещаются в специально оборудованных помещениях, расположенных вблизи рулежных дорожек, в районе мест стоянок самолетов на удалении от них не менее 150 м,
Комплекс зданий и сооружений авиационной ремонтной мастерской включает:
— здание для групп регламентных работ и слесарномеханической группы с необходимыми вспомогательными и бытовыми помещениями;
— ангар или открытую площадку для выполнения
регламентных и ремонтных работ непосредственно на самолетах; • —
— открытые площадки или навесы для специальных автомобилей и наземного оборудования.
Опыт показал, что для выполнения регламентных работ по самолету и двигателю, особенно таких трудоемких работ, которые связаны с расстыковкой фюзеляжа, заменой двигателя, контрольной проверкой уборки и выпуска шасси, необходимы ровные площадки с твердым покрытием. Исходя из этих соображений, около помещений авиационной мастерской оборудуется специальная площадка для самолетов, находящихся на регламентных работах.
Планировка и оборудование рабочих площадок в значительной мере зависят от типов самолетов, базирующихся на данном аэродроме, но все они должны отвечать определенным требованиям, которые в основном сводятся к следующему:
1. Площадка должна иметь твердое искусственное покрытие.
2. Подъездные пути, расположение и размеры рабочей площадки должны позволять:
— свободный подъезд и отъезд специальных машин;
— буксировку и разворачивание самолетов;
— одновременное размещение двух самолетов одномоторных или одного — двух самолетов двухмоторных;
— размещение необходимого наземного оборудования и снятых с самолета двигателей, капотов, сидений, удлинительных труб и т. д.;
— производить запуск и опробование двигателей, а также проверку на специальной площадке радиолокационного оборудования.
3. Рабочая площадка должна быть оборудована переносными верстаками, стеллажами, стремянками, подъемниками, ложементами для укладки снятых с самолета агрегатов, а также другими приспособлениями, облегчающими труд специалистов и повышающими качество выполняемых работ. Необходимо оснащать площадки линиями водоснабжения и электроснабжения, сжатым воздухом и дренажно-канализационными системами.
4. На площадке должен быть противопожарный пост с углекислотной установкой и переносными огнетушителями. В последнее время получает распространение так называемая доковая система выполнения регламентных и ремонтных работ. Док представляет собой хорошо обо-
рудованную’ рабочую площадку, позволяющую осуществить полный комплекс механизации труда в процессе выполнения регламентных и ремонтных работ на самолете. . • . • … .
На рис. 3.1 показана схема дока для обслуживания многоместного тяжелого самолета. Доки оборудуются подвижными и неподвижными платформами, окружаю-
Рис. 3.1. Схема дока для обслуживания многоместного тяжелого самолета. • |
щими самолет и создающими необходимые удобства для выполнения работ. Оснащаются они современными техническими средствами — электрогидроподъемниками, электро — и пневмогидроинструментом для проверки систем самолетов, современными контрольно-дефектацион — ными устройствами, машинной моечно-очистительной аппаратурой и другим оборудованием, в результате чего возможно существенное повышение производительности труда и качества выполняемых работ.
Доки могут быть открытые (вне помещения) и закрытые (в ангарах). В зависимости от возможностей и конструктивных особенностей самолетов они выполняются крыльевыми, носовыми или комбинированными, охватывающими почти весь самолет.
В доках оборудуются служебные, складские и бытовые помещения.
Конструкция дока должна позволять его перебазирование любыми видами транспорта.
Ангары и доки как открытые, так и встроенные в здания (ангар-доки), а также в необходимых случаях усовершенствованные тепляки являются одним из основных
J5I
средств повышения производительности труда, поскольку они не только облегчают условия труда, но и обеспечивают повышение качества, создают важнейшую предпосылку для внедрения механизации работ и, наконец, обеспечивают сокращение длительности цикла выполнения регламентных и ремонтных работ.
Типовыми производственными помещениями авиационной ремонтной мастерской могут быть:
1. Стационарные здания и ангар-мастерские различных классов, построенные с учетом класса и назначения аэродрома.
2. Сборно-разборные помещения для ремонта самолетов в полевых условиях, которые включают:
— комплект из сборных или сборно-разборных производственных помещений и ангаров облегченного типа;
— в отдельных случаях ангар-мастерскую в виде ангара с пристройками, в которых предусматривается размещение производственных и вспомогательных помещений.
3. Специальные прицепы с универсальными кузовами и передвижные тепляки.
4. Подвижные контрольно-ремонтные средства для выполнения регламентных работ.
На рис. 3.2 показана возможная планировка типового здания авиационной ремонтной мастерской с ангаром.
Для быстрого и высококачественного выполнения регламентных работ большое значение имеют умело продуманная организация и рациональное оборудование рабочих мест. Последние организуются как на рабочей площадке авиационной ремонтной мастерской для выполнения работ непосредственно у самолета или на самолете, так и в специальных помещениях для выполнения работ, связанных главным образом с применением контрольно-измерительной аппаратуры и стендов.
Стенды, контрольно-измерительная аппаратура, приспособления и инструменты в помещениях размещаются с таким расчетом, чтобы каждому специалисту, как правило, было определено свое рабочее место.
Количество рабочих мест определяется, исходя из имеющихся установок и стендов, а также из объема работ, которые предстоит выполнить на агрегатах, снятых с самолетов.
Размер площади рабочего места определяется назначением последнего и габаритами оборудования. * Оборудование данного рабочего места может в каждом отдельном случае видоизменяться в зависимости от конструкции авиационной техники, поступающей на регламент, характера выполняемых операций и т. д.
Рис. 3.2. Возможная’ планировка типового здания авиационной ремонтной мастерской с ангаром |
У каждого рабочего места вывешивается инструкция о правилах его содержания и ухода за ним, а также табличка с фамилией лица, ответственного за него.
Для быстрого освоения и грамотного выполнения специалистами регламентных и ремонтных работ на рабочем месте должна находиться необходимая технологическая документация (схемы и таблицы с техническими данными проверяемых приборов и агрегатов, правила проверки и пользования контрольно-измерительной аппаратурой, инструкции по эксплуатации и т. д.).
Верстаки иа рабочих местах выполнены с расчетом хранения в них во время работы инструмента и приспособлений и документации.
Типовыми установками группы регламентных работ по самолету и двигателю могут быть:
— установка для проверки и регулировки агрегатов топливных систем;
— установка для проверки и регулировки агрегатов воздушных систем;
— установка для проверки и регулировки агрегатов гидравлических систем;
— установка для промывки различных фильтров;
— установка для подзарядки и контроля углекислотных баллонов;
— установка для регенерации силикагеля и др.
Во время работы на самолете специалисты группы пользуются переносными столиками и стеллажами для размещения на них инструментальных ящиков, расходного материала и снимаемых с самолета агрегатов.
Для переноски в лабораторию снимаемых с самолета приборов специалисты группы пользуются специальными чемоданами с секциями для каждого прибора, что предохраняет от повреждения корпуса, штепсельные разъемы и штуцера приборов при переноске.
Типовыми переносными приспособлениями, используемыми в группах регламентных работ по самолету и двигателю являются:
— приспособление для съемки, транспортировки, разборки и сборки колес;
— приспособление для внутренней консервации авиационных двигателей;
— приспособление для промывки и смазки шарнирных узлов шасси;
— приспособление для проверки герметичности кабин и систем подвесных баков;
— комплект оптических и осветительных приборов для осмотра труднодоступных мест;
— комплект угломеров для замера отклонения рулей;
— тензометры для замера натяжения тросов системы управления;
— приспособления для контроля и зарядки амортизационных стоек шасси, гидроаккумуляторов и др.
Типовыми установками группы регламентных работ по авиационному оборудованию являются:
— установки для проверки мембранно-анероидных приборов и навигационных индикаторов;
— установки для проверки компасов, указателей положения закрылков, гироскопических приборов, электрических топливомеров, электрических манометров, термометров, электрических гироскопических приборов и расходомеров топлива;
— гидравлическая установка для проверки манометров; . .
— контрольная тахометрическая установка и др.
В табл. 3.4 приведено возможное распределение оборудования по рабочим местам в производственных помещениях других групп.
Таблица 3.4
Группа регламентных работ по радиоэлектронному
оборудованию
Группа слесарно-механические работ
Слесарно-ме- 1. Токарно-винторез — ханическое от — ный станок, деление
лис Г |
Основное оборудование |
Назначение рабочих мест |
/ Электрогазо- |
2. Настольно-сверлильный станок. 3. Электрозаточные станки. 4. Гидравлический пресс. 5. Твердомер. 6. Передвижная компрессорная установка. 7. Верстаки. 8. Стеллажи |
2. Выполнение слесарных, медницких и жестяницких работ. 3. Выполнение заточных работ. 4. Запрессовка, бы — прессовка и гибочные работы. 5 Контроль твердости металлов. 6. Производство сжатого воздуха |
1. Электросварочный |
1. Выполнение свароч- |
|
сварочное отде- |
агрегат. |
ных работ. |
ление |
2. Ацетиленовый генератор. 3. Металлический стол.. 4. Кузнечный горн с наковальней. 5. Муфельная печь. , 6. Стеллаж |
2. Выполнение кузнечных работ. 3. Выполнение термической обработки мелких деталей |
Отделение по- |
1. Окрасочное обору- |
Выполнение покрасоч- |
краски |
дование. |
ных работ |
2. Верстак. 3. Стеллаж. 4. Вентиляционная установка |
Примечание. Ацетиленовый генератор должен находиться в специальном помещении, отделенном от сварочного помещения капитальной стеной. |